Инвесторы, северяне и романтики
Каждую третью квартиру в Северной столице покупают жители других регионов. Многие из них переезжают в ближайший мегаполис с Севера, тем более что климат в Петербурге для них гораздо более благоприятный. Часть региональных покупателей — инвесторы, которые вкладывают средства в ликвидную петербургскую недвижимость.
На протяжении многих лет риэлторы наблюдают стабильный спрос со стороны родителей абитуриентов и студентов петербургских вузов: они приобретают жилье для детей — это ненамного дороже аренды за несколько лет обучения. Ну и конечно, романтики — те, кто едет в Петербург за мечтой.
Несмотря на серьезные изменения на рынке, структура покупательского спроса петербургского жилья в этом году практически не изменилась. В Аналитическом центре маркетплейса недвижимости «М2Маркет» рассказывают, что на первом месте сами петербуржцы, их доля — чуть более половины. На втором — региональные покупатели, их, как мы уже сказали, около трети: среди них больше клиентов от 45 лет.
На третьем месте — жители Ленинградской области. В последнее время эксперты отмечают увеличение числа областных покупателей по сравнению с городскими. По данным «М2Маркет», доля покупателей петербургского жилья из Ленобласти выросла во втором квартале 2020 года с 7 до 12%, немного потеснив горожан. Доля петербуржцев снизилась с 66% в I квартале до 56% во II квартале. На последнем месте — иностранные покупатели (не более 1%).
Кто и что покупает
Большинство инвесторов и тех, кто покупает жилье для работы в Петербурге, — из столичного региона. «Наибольшая часть покупателей из Москвы и Московской области. Также не единичны случаи покупок из Волгоградской и Архангельской областей, Коми, Приморского края и Кемеровской области», — уточняет директор по развитию, партнер маркетплейса недвижимости «М2Маркет» Роман Строилов.
Еще несколько лет назад едва ли не лидерами среди региональных покупателей в Петербурге были жители северной части Северо-Западного федерального округа, особенно из Мурманска и Мурманской области. Но в 2020 году положение дел резко изменилось.
«В этом году произошло значительное снижение спроса со стороны Мурманской области и ХМАО», — подчеркивает Роман Строилов.
Причин для этого может быть много — их только предстоит изучить. Эксперты предполагают, что сыграло свою роль вымывание с рынка новостроек недорогих объектов: среди жителей Мурманска и ХМАО было много инвесторов, которые вкладывались в небольшие объекты на старте продаж и перепродавали их на финише. Москвичей факт вымывания студий не смущает — они покупают и более просторное жилье, в том числе с целью инвестиций.
По подсчетам аналитиков «М2Маркет», региональные покупатели во II квартале 2020 года чаще, чем раньше, покупают двух- и трехкомнатные квартиры. Объяснение все то же: сокращение предложения на рынке «однушек» и студий.
Это логичное развитие событий. Во-первых, сейчас в городе в целом выводится на продажу меньше объектов, чем в предыдущие пару лет. Бум выхода новых проектов был связан с ожиданием введения проектного финансирования. Сегодня основная работа застройщиков — завершить начатые в 2018–2019 годах проекты. Во-вторых, самые ликвидные предложения «подчистили» инвесторы марта, когда начал падать рубль.
Увидеть своими глазами
Прошедшая весна открыла для региональных покупателей принципиально новую возможность, о которой многие из них раньше только мечтали, — онлайн-сделки. Теперь не нужно тратить время и деньги на поездку в Петербург, купить жилье удастся не выходя из дома в Твери или Челябинске. И часть клиентов полностью перешла в онлайн.
Другие остались верны офлайн-покупкам. «Среди региональных покупателей не более 10–12% готовы заключать сделку полностью удаленно, большая часть предпочитает приезжать в Санкт-Петербург», — утверждает Роман Строилов.
Покупка недвижимости — самая крупная сделка для человека. Подавляющее большинство людей совершают такую сделку не более двух раз за всю жизнь. И просто перевести крупную сумму в другой регион они не готовы: им важно увидеть стройку, посетить офис продавца, подписать бумажные документы.
Ну а те, кто покупает жилье онлайн, — либо инвесторы с опытом, либо клиенты, уже приобретавшие квартиру у конкретного застройщика и уверенные в нем, либо молодые люди, привыкшие к онлайн-покупкам в других сферах.
Акции для иногородних
Застройщики Петербурга стимулируют региональный спрос, предлагая таким клиентам скидки и акции — небольшие, но приятные. Например, ГК «КВС» дает иногородним клиентам скидку 1% стоимости жилья и скидку 10% стоимости машино-места в паркинге.
Скидки у других девелоперов выражаются в денежном эквиваленте. Так, «Группа ЛСР» обещает иногородним клиентам скидку 50 тыс. рублей от стоимости квартиры. ГК «Эталон» скидывает 25 тыс. рублей — как компенсацию расходов на дорогу. Это не исключает использования других акций застройщика.
Компания «СПб Реновация» дает скидку 30 тыс. рублей, и она также сочетается с другими спецпредложениями. В «Лидер Групп» готовы сбросить 100 тыс. рублей от стоимости квартиры, но предложение не суммируется с другими акциями застройщика.
Скидки предоставляют иногородним инвесторам и девелоперы петербургских апартаментов. В ЖК Like для покупателей, зарегистрированных за пределами Петербурга и Ленобласти, действует скидка 1% стоимости апартаментов. Правда, она не суммируется с другими скидками застройщика. А МФК VALO готов таким клиентам подарить 2% стоимости объекта.
директор по развитию, партнер маркетплейса недвижимости «М2Маркет»