Обязательные пункты
Потенциального арендатора интересуют конкретные данные о сдаваемой квартире:
- улица;
- количество комнат и их площадь;
- метраж кухни;
- информация о санузле (отдельный он или совмещенный, установлен ли душ или ванна);
- инженерные коммуникации: газ на кухне или электрическая плита, проведен ли интернет;
- сроки, на которые вы готовы сдать жилье (длительная или краткосрочная аренда);
- транспортная доступность: «В этом пункте многие привирают, а делать этого ни в коем случае не следует: правда выяснится еще до того, как клиент доберется на просмотр квартиры», — советует частный риелтор Сергей Кузьмин;
- есть ли у квартиры или района какая-то важная особенность (например, крупный парк неподалеку или панорамный вид из окон);
- дополнительные условия.
частный риелтор
Сколько писать в буквах?
Частный риелтор Евгения Нелидова полагает, что начинать нужно с заголовка. «Если дом рядом с парком, озаглавьте объявление “Двухкомнатный оазис в Москве” или, если из окон видна Шуховская башня, “Почти парижский вид из окон”. Такое объявление обращает на себя внимание, и, возможно, им заинтересуется человек, который даже не собирался снимать вашу квартиру. А тут зашел в объявление посмотреть, что это за парижский вид, и ему захотелось ежедневно смотреть на Шуховскую башню. Вдруг срослось, хотя и неожиданно», — замечает она.
А еще Евгения убеждена: лучше срабатывают максимально развернутые объявления. С ее точки зрения, стоит добавить несколько индивидуальных акцентов, хотя перебарщивать и писать рассказ в стиле Константина Паустовского все же не стоит.
А вот частный риелтор Михаил Соколов, который специализируется на аренде, считает, что текста в объявлении, наоборот, нужно по минимуму.
«Простыни» о том, что у вас дизайнерская итальянская плитка, которую вы лично перевозили пять лет назад в ручной клади, никому не интересны.
«Если человек арендует квартиру, ему обычно все равно, итальянская у вас плитка или российская — лишь бы ремонт был аккуратным и квартира чистая. А вот наличие посудомойки указать можно, некоторым это принципиально. Всё это следует показать на фотографиях», — рекомендует риелтор.
Михаил из своей практики сделал вывод: не стоит в деталях расписывать и плюсы района. Потенциальный жилец и так уже о них всё знает, именно поэтому он и вышел на ваше объявление. И еще: если есть какие-то особые условия или серьезные подводные камни, лучше предупреждать сразу — иначе вы только потратите свое и чужое время.
И самое главное — не стоит переоценивать свой объект, цена аренды должна быть адекватной рынку. Зато слово «торг» (можно даже капслоком и в самом начале тексте) срабатывает очень хорошо.
Важные мелочи
В объявлении достаточно 7–10 предложений, которые описывают основные плюсы квартиры. Отметьте, что у вас, например, есть выход на крышу или красивая мансарда, говорит руководитель отдела аренды компании Evans Юлия Плюснина. Обязательно укажите, что просмотры начинаются на следующей неделе или заселение возможно лишь через месяц (иногда, вдохновившись прочтенным, клиент готов прямо сейчас приехать на просмотр). Не забудьте упомянуть наличие парковки, а также перечислить объекты инфраструктуры.
Также клиентам интересно, на какую сторону выходят окна: например, многие не хотят, чтобы солнце будило их по утрам».
Главное — честность
Риелтор агентства Home Staging Сергей Тихоненко резюмирует: «Разумеется, фото и видео должны быть продающими, то есть подчеркивать достоинства объекта. Текст должен кратко и емко описывать сам объект (например, “только что после ремонта”, “мебель не новая, но ее можно убрать”), локацию (“второй дом от метро”, “рядом парк, торговый центр”), дополнительные преимущества (“закрытый двор”, “рядом платная парковка”). И конечно, надо ставить реалистичную цену и понимать, на какую аудиторию рассчитана квартира».
модератор Циан
А еще модератор напоминает, что не надо пытаться сдать свой объект, унижая другие квартиры: «Не следует расхваливать себя и описывать объект лучше, чем он есть на самом деле. Главное — честность».
И последнее. Обязательно проверьте объявление: нет ли в нем орфографических и пунктуационных ошибок.